Главная / Услуги / Регулировка ТНВД / ZEXEL
Ремонт ТНВД Zexel с электронным управлением
Регулировка и ремонт ТНВД ZEXEL с электронным управлением в Нижнем Новгороде
У Вас дизельный мотор от японских фирм (TOYOTA, NISSAN и пр.)? Появились проблемы с топливным насосом высокого давления? Компания «Агродок» к Вашим услугам. Мы специализируемся на дизельных моторах и осуществляем все виды работ по ТНВД. Учитывая низкие цены на дизтопливо в 90-х годах, в России очень популярны автомобили, оборудованные дизельными моторами. В первую очередь – это относится к крупным авто: внедорожникам и минивенам, так как такое исполнение было куда выгодней бензиновых моделей. Сейчас ситуация по стоимости горючего выровнялась, но любовь граждан к моделям легковых машин с дизельным мотором осталась неизменной. Дизель экономней и более долговечен, но с другой стороны – он сложен в ремонте. Поэтому в случае возникновения проблем мы рекомендуем обращаться на СТО.
Тем более, японские моторы всегда отличались сложными конструкциями. Например, дизелю серии CD20 характерно особенное расположение ТНВД: он устанавливается с тыльной стороны мотора.
Из-за такой уникальной особенности расположения возникает и другая – наличие второго ремня ГРМ (по факту – это ремень не ГРМ, а ТНВД).
Третья особенность – отсутствие меток для установки агрегата. Метки можно найти только на шестерне привода, но они отсутствуют на корпусе мотора, что сильно усложняет обратную сборку. На самом деле, чтобы поставить ремень ТНВД можно воспользоваться одним из двух трудоемких способов: купить оригинальный ремень с метками или отсчитывать пазы от имеющегося ремня. Также, определенные сложности вызывают и разные виды мотора CD20: с одним обводным роликом (без учета привода вакуумного насоса), с двумя. Конструкция на самом деле очень запутана.
При этом с механическими ТНВД работать несколько проще. А вот электронные ТНВД вызывают вопросы. Такие модификации устанавливаются по другим меткам, которые не совместимы с обычными. Проблему можно решить только на СТО, где есть специальные индикаторы для насоса. В ином случае при снятии насоса в своем гараже метки придется искать наугад – методом проб и ошибок. Даже при наличии специального оборудования, нужен опыт в его использовании. Именно поэтому не рекомендуется производить ремонт машин с электронными насосами самостоятельно. Это может привести к целой серии проблем, вплоть до установки машины на простой из-за невозможности починить насос. Тем более, насос в любом случае будет требовать регулировку, которую может провести только специалист на подготовленном компьютерном стенде.
Обслуживание ТНВД
Помимо прочего, недостаток опыта, базы знаний и непрофессиональный подход грозят некачественной диагностикой. Например, уже упомянутый мотор CD20, которым оснащены некоторые Ниссаны, после прогрева перестает держать обороты (начинают «плавать» в пределах до 50 пунктов). При этом стенд не находит неисправностей ТНВД. На всех проверках показывает: «Насос исправен». Более того, винты могут иметь свежие следы краски, оставленные после последней диагностики.
При этом учтите, что просто так снять насос на данном виде мотора – это крайне нецелесообразно. В данном случае только снятие-установка ТНВД своими силами может занять несколько дней.
Если обороты так и плавают – причиной может быть блок управления двигателем. Но по факту, там просто нечему ломаться, и тем более, найти новый такой блок – это сложный вопрос.
В то же время, если вовремя не исправить ситуацию, плавающие обороты перерастут в более серьезные неисправности: мотор часто не станет заводиться на горячую. В некоторых случаях хватит и пол оборота замка зажигания, в других – не поможет ничего. Вопрос с потерей мощности уже даже не будет восприниматься как что-то существенное. Нюанс также и в том, что машина с CD20 уникальна по своей сути и для нормального сравнения динамики разгона нужен такой же аппарат. В данном случае потеря мощности и ухудшение динамики разгона – это следствие автоматической трансмиссии, которая в аварийном режиме переходит на D передачу. Но ведь тогда падение мощности – это уже вопросы не к мотору, а к коробке передач, что путает еще больше.
Тут важно учитывать отличия электронных насосов от механических. В первом случае в насосе есть кольцо протечки, управляемое сервоприводом. Его функция – контроль объема впрыска топлива плунжером в форсунки. То есть, все режимы авто (в том числе и запуск) контролируются сервоприводом. Также нужно учесть, что здесь есть электронный регулятор, который никак не влияет на запуск, но отвечает за опережение впрыска.
Конструкция сервопривода на рисунке.
Кольцо обозначено как CONTROL SLEEVE.
Сервопривод (выполнен в крышке) цепляет кольцо с помощью круглого штифта.
Сервопривод – это уникальная электрическая машина, где есть обмотки, которые под влиянием электрического тока провоцируют создание магнитного поля, действующего на вал со штифтом. За счет сдвига штифта вал способствует созданию поступательного движения кольца на оси плунжера. То есть, если кольцо перемещается вправо, закрывая канал слива в плунжере, количество топлива в магистрали увеличивается. При перемещении кольца влево – объем уменьшается.
На бумаге все проще, чем есть на самом деле. Так, в верхней части сервопривода есть окна для фиксирующих винтов, что немного усложняет задачу по обслуживанию.
То есть, такие окна, есть не что иное, как регулировка. Это и приводит к первой и самой сложной проблеме: как правильно отрегулировать крышку (сервопривод)? От положения крышки зависит работа всего мотора. Сделать это можно только на стенде. После разборки насоса данную крышку нужно выставить на стартовую подачу. То есть, качество стартовой подачи зависит именно от первого положения крышки. Но сразу при включении зажигания сервопривод начинает двигать кольцо плунжера на стартовый объем впрыска, и при этом положение кольца остается неизвестным. Определить его точное местоположение можно только при фиксации объема впрыска на стартерном режиме. Механические ТНВД в этом отношении проще, там есть винт объема, который крутится в обе стороны. В нашем случае необходимо сдвигать крышку по отношению к корпусу насоса, и тут нюанс в том, что необходима абсолютная точность до десятых миллиметра. Например, превышение значения хотя бы на один мм приведет к отсутствию запуска.
Вручную, без сканера, установить крышку невозможно.
Если крышка не соответствует нужным пределам регулирования хотя бы для стартерного режима – это вызовет ряд вопросов (в том числе и в рабочем режиме). Здесь возможно все, начиная от плавающих оборотов холостого хода и заканчивая ошибкой мотора.
Если у мастера нет опыта, он может изменить положение крышки так, чтобы получить нормальный пуск, но при этом обороты на холостом ходу так и будут плавать. Сброс оборотов станет медленным (то есть, обороты зависают, и крайне неохотно снижаются до уровня холостого хода). Чтобы этого не произошло, регулировщик должен смотреть на вторую строку. При этом стоит только немного подвинуть крышку – обороты придут в норму, но ухудшится пусковой режим. Двигатель перестанет заводиться. При появлении таких вопросов с запуском неквалифицированные сервисы ставят обманку на датчик температуры, и это позволяет обмануть блок управления (он получает данные о низкой температуре, что улучшает старт). Но на самом деле, хороший старт здесь зависит от нормализации динамики разгона.
Чтобы привести в порядок динамику, нужно разобрать вопросы с ТНВД. Но что делать, если он проходит проверку в стендах на сервисе, где показывает, что ТНВД исправен? В данной ситуации владелец пожелал приобрести другой ТНВД. Так как блок управления также протестирован приборами (сигналы соответствуют режимам плавания оборотов), а проблемы своего ТНВД не были исправлены: обороты плавают, старт плохой, на горячем моторе возможно полное отсутствие запуска (особенно характерно нагретому мотору после небольшой стоянки). Новый ТНВД также вызывал вопросы. Всего после месяца эксплуатации ТНВД, при горячем моторе сразу после включения передачи мотор стал глохнуть. Из двух, решено было восстановить новый насос, для этого – заменить плунжер. Но после замены плунжера и регулировки крышки, мотор стал нормально заводиться, а динамика разгона осталась неудовлетворительной. То есть, как уже указано, можно сделать нормальным старт и при этом получить неохотный сброс оборотов, а можно – нормальный сброс оборотов и плохой старт. Не имея базы знаний, опыта и умений, установить крышкой нормальный старт и качественный сброс оборотов невозможно (имеется ввиду хороший старт при пуске на горячую, так как при холодном моторе проблем нет). То есть, при плохом запуске горячего мотора нужно подвинуть крышку для улучшения пуска, но почти всегда это вызывает плавающие обороты и их медленный сброс.
Решение задачи
На рассматриваемых ТНВД есть регулировочное сопротивление (представлено в виде двухконтактного разъема). Во время его снятия сканер сразу находит эту ошибку (такой разъем стоит на многих насосах от японцев). Что же это такое? По факту – это резистор для регулирования обратной связи с сервопозиционером, который находится в крышке. Но это также вызывает ряд сложностей, так как чисто механически, все насосы и сервоприводы отличаются один от другого. На стендах в Японии каждый насос регулируют отдельно и в процессе подбирают к нему свой резистор.
Параметры данного элемента оказывают ключевое влияние на общую работу ТНВД. При несовпадении – возникают описанные выше неисправности.
Внутри расположен стандартный резистор с мощностью рассеяния до 1 Ватт.
Но само сопротивление настраивается в широком диапазоне. Опять-таки, самостоятельно настроить резистор очень сложно, нужное значение можно определить только путем экспериментов в процессе поездок (чтобы прочувствовать влияние резистора на динамику и качество сброса оборотов). Но подбирать сопротивление для улучшения динамики и приведения в порядок оборотов к уровню холостого хода – это сомнительный вариант. Тем более, оценка по поездке может быть субъективной. Насос должен настраиваться только на стенде. При этом у мастера должен быть опыт в настройке.
Как решает задачу компания «Агродок»? Мы регулируем крышкой пуск на прогретом моторе, установив при этом подстроечный резистор.
Далее находим положение для лучшего пуска при условии отсутствия нестабильных оборотов (при этом резистор настраивается на нулевое сопротивление). После этого мотор останавливается на 10 секунд (для инициализации) и повторно заводится. Теперь подстроечник постепенно крутится на повышение сопротивления. При достижении максимума, обороты станут повышаться, а затем – уменьшаться. Далее мастер проверяет данный максимум ближайшими положениями резистора и каждый раз ДВС глушится ровно на 10 сек. перед новым запуском. По окончанию настройки измеряется и подбирается сопротивление.
По необходимости, оно впаивается вместо того, что было.
Важное уточнение по поводу сопротивления. При испытаниях можно найти точное значение, вплоть до единицы. Например – 456 Ом. Но именно такое сопротивление найти нереально, так как все виды сопротивлений классифицируют по рядам с определенной разбежкой (минимальная разбежка – 0.5%). То есть, существует фиксированная шкала. Чем выше Ом – тем больше пропуски. Например: 430 и 470, или другой, более точный ряд: 453 и 459. Точного значения 456 не существует в принципе, однако тут нужно учесть, что системам с обратной связью характерно наличие петли регулирования с широкими границами (система подстраивается самостоятельно, главное найти похожее значение). Если у Вас возникли другие неисправности ТНВД – Вы также можете обратиться в компанию «Агродок». Интересующую информацию ищите на странице по ссылке.
В данном случае нужно подобрать любое ближайшее значение из имеющихся резисторов. Для этого нужен точный омметр и тогда методом перебора можно выбрать подходящее значение. При этом можно подобрать ряд с разбежкой до 10% (чем больше разбежка, тем ниже будет стоить резистор, и тем проще его найти).
Фирма «Агродок» гарантирует, что при использовании данного метода перебора резисторов наши мастера улучшат динамику машины и приведут в порядок обороты. Также улучшится реакция на педаль газа, можно даже провести сравнение мотора с ДВС бензинового типа (также быстро реагирует на подгазовку).
При правильной установке индикатора и определении хода плунжера такая регулировка дарит машине второе дыхание. Вы, как владелец, совершенно точно останетесь довольны результатом. Мы имеет опыт в подстройке всех параметров: установка индикатора, регулировка крышки и поиск нужного резистора. В данной системе важна каждая мелочь. Без качественного определения хода плунжера по индикатору, электронный насос просто не будет работать. При этом, «на глаз», как это могут делать дизелисты на механических насосах, выставить его нельзя. Дело в том, что электроника работает по датчику коленвала (при этом распредвальный стоит в нем) и дизель с данным видом насоса будет звучать всегда одинаково, независимо от смены положений. Правильная установка требует особой точности в работе.
Решим все Ваши вопросы с плохим пуском мотора. Гарантируем, что мотор будет запускаться при любой температуре ДВС (даже при 95 градусах), независимо от времени стоянки авто. Также, ДВС больше не будет зависеть от температуры топлива, а значит, перед датчиком не нужно будет ставить обманку для «снижения» градусов. Улучшим реакцию авто на набор и сброс оборотов.